Памятник каменоломам, добывавшим понтический известняк для строительства Одессы, открылся 5 ноября в центре города.
Памятник расположился во дворе дома № 7 на улице Бунина, у музея катакомб Кантакузена. Он установлен в честь тысяч шахтёров, которые много лет трудились на строительстве молодого города. Именно благодаря их стараниями, зачастую с риском для жизни, был отстроен весь нынешний центр Одессы, а также пригороды и близлежащие сёла.
Автором садово-ландштафной скульптуры стал Александр Коваленко, а автор проекта — Максим Баранецкий.
Князь Иван Михайлович Долгорукий в очерке «Путешествие моё кое-куда 1810 года» писал:
«Одесса вся выстроена камнем. Ни одного строения деревянного в целом городе. Камень для домов добывается из гор, ограждающих Чёрное море, под самой Одессой… Его около города пропасть; камень довольно большой величины стоит от 10 до 12 копеек. Те, кто хотят щеголять домами и иметь при том прочное жилище, года через три по отстройке замазывают его снаружи и внутри известью. Говорят, будто такой дом простоит лет сто».
Одесский краевед и внучатый племянник Иосифа Дерибаса Александр Дерибас (1856-1937) писал, что во времена Разумовского (1800—1814) оба склона Водяной балки были изрыты подземными ходами, как кротовыми норами.
По мере строительства города границы добычи камня тоже расширялись. Этому способствовали продажа участков земли и предоставление землевладельцам права самостоятельно вести на них добычу камня. Так возникли сотни каменоломен. Их отработанные штольни переплетались между собой, образуя заброшенные подземные лабиринты.
К моменту отмены порто-франко (1859) в Одессе насчитывалось 114 265 зарегистрированных жителей, в том числе 740 владельцев каменоломен, где работал на добыче камня 8961 человек. Спустя десять лет, в 1869 году, количество владельцев каменоломен достигло 1317, а зарегистрированных каменоломов — 10 384. Работали и целыми династиями, например, семья Голищенко в 1884 году поставляла камень из Нерубайского на строительство Одесского оперного театра.
В 1892 году газета «Новое время» писала о работе в одесских каменоломнях: «В целой стране нет другого промысла, столь громадного по числу занятых рабочих …»
Источник: timer-odessa.net