Уже известные лекарства от малярии и ВИЧ называются наиболее перспективными в лечении нового коронавируса. Но ко всем есть вопросы.
Всемирная организация здравоохранения объявила о глобальном испытании препаратов против коронавируса, которое получило название Солидарность. Ученые предложили для тестирования десятки существующих препаратов, но ВОЗ решила сосредоточиться на четырех наиболее перспективных методах лечения. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Беспрецендентное исследование
Чтобы не тратить время на разработку новых лекарственных препаратов, а это может затянуться на годы, исследователи и органы общественного здравоохранения решили проверить вещества, уже одобренные для лечения других заболеваний и зарекомендовавшие себя как безопасные.
Также испытания проходят и неутвержденные препараты, которые положительно зарекомендовали себя в лечении животных от двух других смертельных коронавирусов — тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS), эпидемии которых произошли в этом веке.
Всеобщая и скоординированная попытка быстро собрать достоверные научные данные на фоне пандемии — это «поистине беспрецедентная», отмечает авторитетный журнал Science. Метод исследования охватит многие тысячи пациентов в десятках стран.
В 15 процентах случаев вызванное коронавирусом заболевание COVID-19 протекает с тяжелой симптоматикой. Однако препараты, которые смогут подавить или уничтожить SARS-CoV-2, могут также использоваться с целью профилактики заболевания среди медработников и лиц с высоким риском заражения — пожилых и людей с хроническими заболеваниями.
Когда ждать вакцину от коронавируса
Важность поиска лекарственных средств также и для сокращения время терапии на критически важных больничных койках в реанимации. Как известно, во всех странах наблюдается дефицит аппаратов искусственной вентиляции легких, которые необходимы пациентам с тяжелой формой COVID-19.
Всемирная организация здравоохранения отобрала четыре варианта наиболее перспективных методов лечения: экспериментальный противовирусный препарат Ремдесивир; лекарства от малярии Хлорохин и Гидроксихлорохин; комбинированние препаратов против ВИЧ Лопинавир и Ритонавир; последняя комбинация в комплексе с препаратом Интерферон-бета.
При этом известно, что исследование препаратов против ВИЧ в Китае на пациентах с коронавирусом провалилось, однако ВОЗ уверена, что новое более масштабное исследование с большим разнообразием пациентов является оправданным, отмечает Science.
В глобальном исследовании Солидарность не используется методика двойная слепая, признанная золотым стандартом, поскольку пациент,ы, принимающие участие в эксперименте, будут знать о приеме препаратов. Поэтому может сработать эффект плацебо.
Сотрудница отдела ВОЗ по вакцинам и биологическим препаратам Ана Мария Энао-Рестрепо также отметила, что препараты подбирадись также и с тем учетом, чтобы быть в достаточных количествах для лечения значительно числа пациентов.
Что известно о препаратах
Ремдесивир. Был разработан для борьбы с лихорадкой Эбола и родственными вирусами. Он останавливает репликацию вируса, подавляя ключевой вирусный фермент. Эффективность в борьбе с Эболой он не показал, но в 2017 году исследования на животных показали, что препарат подавляет коронавирусы, вызывающие SARS и MERS.
Ремдесивир дали двум американским пациентам с COVID-19 в тяжелом состоянии и на следующий день им стало лучше. Однако два случая еще ничего не доказывают. Из плюсов — препарат не токсичен даже в высоких дозах.
Хлорохин и гидроксихлорохин. По словам американского лидера Дональда Трампа, эти противомалярийные препараты являются «кардинальным переломом».
ВОЗ изначально не планировала их включать в список, поскольку они работают за счет снижения кислотности в эндосомах — эти внутриклеточные органеллы поглощают внешний материал, и через них проникают внутрь некоторые вирусы, но главный вход для SARS-Cov-2 другой — он использует так называемый шиповидный белок, который имитируют молекулы человеческого белка ACE2.
Что ученые узнали о коронавирусе к этому времени
Исследования на клеточной культуре показали, что хлорохины обладают некоторой активностью в отношении SARS-CoV-2, но необходимые дозы, как правило, высоки и могут вызвать серьезную токсичность.
Хлорохин и гидроксихлорохин применялись в 20 китайских исследованиях, но их результаты, которые назывались позитивными, так и не были опубликованы или предоставлены международным партнерам.
При этом Американское общество реаниматологов заявило, что нет достаточных оснований рекомендовать хлорохин или гидроксихлорохин при лечении тяжелых больных COVID-19.
От исследования этих препаратов на больных коронавирусом отказались во Франции. Министр здравоохранения Оливье Веран и премьер-министр Эдуар Филипп исключили их применение до появления точных данных. При этом они выступили за клинические испытания.
Интересно, что главным идеологом применения хлорохина и гидроксихлорохина является французский инфекционист Дидье Рауль, который говорит, что успешно применяет их уже 30 лет для лечения инфекционных заболеваний, и уже 13 лет отстаивает его противовирусные качества.
Хлорохин считается относительно легко переносимым веществом в борьбе с малярией, особенно при непродолжительном лечении. Тем не менее у него есть нежелательные побочные эффекты, как и у любого медикамента. Чаще всего речь идет о тошноте, зуде и рвоте. Передозировка в свою очередь может повлечь за собой потенциально смертельные сердечно-сосудистые нарушения.
Гидроксихлорохин в свою очередь тоже часто вызывает побочные эффекты, такие как частичная потеря остроты зрения, головные боли и нарушения пищеварения. Реже может возникнуть фульминантный гепатит, отслоение кожи или сердечная недостаточность, способная привести к летальному исходу.
Ритонавир и лопинавир. Комбинация этих препаратов продяется под торговой маркой Калетра, который в США для лечения ВИЧ одобрили в 2000 году.
Лопинавир подавляет важный фермент ВИЧ, который расщепляет длинную белковую цепь на пептиды для сборки новых вирусов. Лопинавир быстро расщепляется в организме человека, поэтому вместе с ним прописывают ритонавир, который продлевает его действие.
В лечении коронавирусов Калетра хорошо себя показал на мартышках, инфицированных вирусом MERS. Также проходили тесты на пациентах с SARS и MERS, но результаты оказались неоднозначными.
Исследование в Ухане на 199 пациентах положительных результатов не дали. Однако авторы отмечают, что большинство пациентов были в тяжелом состоянии и пятая их часть умерла, поэтому предполагается, что лечение было запоздалым.
Хотя препарат в целом безопасен, он может взаимодействовать с препаратами, которые обычно назначаются тяжелым пациентам, и врачи предупреждают, что это чревато значительным повреждением печени.
Лекарство от COVID-19 по рецепту КНР: что известно
+ Интерферон бета. Это молекула, которая контролирует воспалительные процессы в организме. Сочетание с предыдущим комбинированным препаратомдало эффект на мартышках, инфицированных MERS.
Комбинация из трех препаратов в настоящее время тестируется на пациентах с MERS в Саудовской Аравии, и это первое рандомизированное контролируемое исследование по этой болезни.
Однако интерферон бета рискованно давать на поздней стадии заболевания, поскольку это может привести к серьезному повреждению тканей человеческого организма.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
источник: korrespondent.net